Право отказа от наследства в римском праве

Происхождение обручения должно быть отнесено к тому моменту, когда уплата цены за девушку перестала сопровождаться непосредственно выдачей её жениху или главе его семьи, и брак распался на несколько самостоятельных бытовых обрядов, религиозных церемоний и юридических актов.

В таком виде обручение получает значение основания для брака ; свадьба является лишь актом исполнения договора. В дальнейшем развитии, когда соглашению во время свадьбы, как более обеспечивающему свободу вступающих в брак, начинают придавать все больше и больше значения, юридическая роль обручения отходит мало-помалу на задний план, и оно становится договором, не имеющим прямого влияния на самостоятельный акт свадьбы, сила которого состоит уже теперь в особом соглашении лат.

Последним обуславливаются теперь лишь некоторые побочные обязательства, не имеющие сами по себе связи с существом брака. В позднейшем римском праве о раннем мы не имеем сведений обручение перешло уже на эту последнюю ступень, хотя сохраняет ещё много остатков старого воззрения. Обрученные обязываются к верности друг другу; жених получает права на иск об обиде своей невесты посторонними лицами; невеста за нарушение целомудрия наказывается так же, как жена за прелюбодеяние ; между ближайшими родственниками обеих сторон устанавливаются как бы отношения родства.

Содержание

Разрыв старого обручения и заключение нового с другим лицом ведет к инфамии , но иска на заключение брака или права на неустойку за неисполнение договора, если она даже оговорена, стороны не получают.

Последние сохранялись, однако, за невестой, если обручение было запечатлено поцелуем. Бытовое значение обручения в Риме было, по-видимому, больше юридического. В древнем германском праве обручение имело значение необходимого момента заключения брака. Оно было договором покупки власти над женой у главы её семьи; несовершение его нарушало интересы последнего. По некоторым варварским правам, поэтому, брак без обручения был не только наказуем, но и недействителен жена может быть потребована обратно отцом, её дети незаконны и лишены наследства ; там же, где он был действителен, он был браком без mundium.

Одного обручения не было достаточно для полного совершения брака; по законным и определённым в договоре причинам, оно могло быть и расторгнуто, но расторжение по незаконным причинам наказывалось законной или договорной пеней; брак обрученного с другим лицом расторгался, и он обязывался сочетаться браком согласно условиям старого обручения.

Право отказа от наследства в римском праве

Обрученные обязывались взаимной верностью, нарушение которой было прелюбодеянием. Западная церковь , принеся с собой римскую норму брака: Поэтому одни канонисты поддерживали решающее значение обручения и рассматривали свадьбу, как завершение обручения.

Согласно этому взгляду, обручение, даже тайное, если оно позднее перешло в супружеское сожитие, считалось законным браком мнение Грациана. Другие, приурочивая решающее значение также к обручению, разбили его на два понятия: Только второе обручение влекло за собой все последствия брака.

По правилам триентского собора sponsalium de praesenti вытесняет окончательно значение sponsalii de futuro: На первых порах развития протестантской церкви старый германский взгляд на обручение, утратившее мало-помалу своё первоначальное значение и обратившееся в договор об условиях брака, снова оживает.

Лютер учит, что торжественно совершенное обручение имеет последствия законного брака. На этом основании многие партикулярные законодательства Германии до самого последнего времени придавали обручению большое значение: Самовольное расторжение вело к иску о принуждении к заключению брака, осуществлявшемся непосредственно, путём насильственного венчания, или посредственно, путём штрафа или ареста.

Другие законодательства допускали и отчасти допускают и теперь, пока не вступило в силу новое общегерманское уложение, взыскание неустоек, уплату имущественных убытков и возврат подарков. Сожитие с обрученной, если оно имело последствием беременность , вело к признанию за невестой прав законной жены, несмотря на отказ жениха заключить брак.

Последнее правило, в ещё более строгой форме, сохранялось в Российской империи в остзейском праве. Новейшее германское право отказывает в иске на заключение брака и запрещает неустойки за нарушение обручения. За сожитие с обрученной, не приведшее к заключению брака, полагается справедливое денежное вознаграждение. Отступивший от обручения без важного основания обязывается возместить издержки, сделанные другой стороной в ожидании брака, и ущербы, которые другая сторона потерпела от своих распоряжений по имуществу, сделанных ввиду брака.

Подарки возвращаются на основании исков о неправомерном обогащении. В древнем русском праве, подобно германскому, договору обручения принадлежала важнейшая роль при заключении брака: В обычном праве крестьянства конца XIX века это воззрение удерживается, во многих местностях, с полной силой. Во многих местностях и теперь обрученные начинают вести брачную жизнь до венчанья. Церковное воззрение в древней Руси приспособилось к народному в том смысле, что освящало церковным благословением обручения, совершавшееся часто задолго до заключения брака, и признавало его нерасторжимость; но решающий момент в заключении брака церковь видела в венчанье , за укрепление которого в жизни церковь усиленно боролась.

Пётр Первый вступил в решительную борьбу с народным пониманием роли обручения, приводившим к множеству злоупотреблений и уничтожавшим свободную волю брачующихся при вступлении в брак, особенно в случаях обручения малолетних. Не раз, однако, и после Петра консистории рассматривали жалобы на нарушение обручения и запрещали нарушителю вступление в брак с другим лицом.

Это случалось и после 1775 г. Действующее русское право совершенно отрицает юридическую силу обручения.

Статья 1149. Право на обязательную долю в наследстве

Многие русские юристы находят эту точку зрения неосновательной и желают установления правил, подобных принятым общегерманским гражданским уложением И. Оршанский , Ефименко , Дашкевич , ссылаясь на народное воззрение и на несправедливость возложения убытков, происшедших от нарушения обещания, на ту сторону, которая осталась верной своему слову.

Но, отстаивая таким образом имущественные блага потерпевшей стороны, забывают о личном праве обрученного вступать в брак лишь с таким лицом, с которым, по его мнению, он может найти счастье. Всякие денежные требования, связанные с расторжением обручения, являются косвенным понуждением к вступлению в брак, особенно в низших, бедных классах общества, и устранить такой характер иска об убытках, вопреки мнению Оршанского, совершенно невозможно.

Справедливым такой иск может быть, поэтому, признан лишь в случае злонамеренного пользования, под предлогом будущего брака, имуществом обрученного и его родных. Это древнерусское название его происходит, как думает К. В греко-римской империи, с самых первых времён христианства, обручение у христиан было таким же гражданско-юридическим актом, контрактом, как и у язычников.

Естественно, однако, что христиане, привыкшие все делать с церковным благословением, к гражданско-юридическому акту могли присоединять особые молитвословия, совершаемые священнослужителями. Константинопольский собор 1066—67 гг.

При императоре Алексее Комнине для полного установления брачного союза сделано было обязательным не только венчание, но и обручение церковное, наряду и одновременно с гражданским контрактом.

Лишь для особ Императорской фамилии, когда они вступают в супружество с особами иностранными, обручение совершается отдельно от венчания, и даже может быть совершаемо заочно. Ныне это правило не выполняется и оба кольца бывают, обыкновенно, одинакового металла. Из бесчисленного множества перстней, бывших у древних христиан, по-видимому, в гораздо большем употреблении, чем у язычников, и собранных археологами при раскопках в усыпальницах Рима, значительная часть признается перстнями обручальными.

В городе Перузии показывают аметист , который, будто бы, был в брачном перстне Пресвятой Богородицы. По Баронию, таким перстнем признается находящийся в церкви св. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Данные в этом разделе приведены по состоянию на конец XIX века.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Римское право. Шпаргалка

Для улучшения этой статьи желательно: Проставив сноски , внести более точные указания на источники. Обновить статью, актуализировать данные. Семейное право Обряды и ритуалы Брак Русский свадебный обряд Чинопоследования. Пространства имён Статья Обсуждение. Просмотры Читать Править Править код История. В других проектах Викисклад.

Эта страница последний раз была отредактирована 7 февраля 2018 в 07: Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike ; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия.

Свяжитесь с нами Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от ответственности Разработчики Соглашение о cookie Мобильная версия.

Источник: http://авто-корона.рф/article-30873623.php